В самом конце семнадцатого века (в 1698 году) Томас Севери запатентовал первый в мире паровой двигатель. Двигатель был, прямо скажем, так себе, и, вполне естественно, требовал усовершенствования. Модернизация и совершенствование конструкции затянулись почти на сотню лет, и, наконец, в 1784 году Джеймс Ватт создал первый универсальный промышленный паровой двигатель. Изобретение Ватта оказалось столь значительным, что его именем (впервые в истории) назвали единицу измерения — ватт.

Итак, двигатель создан. До соединения его с колесом остался один шаг. Шаг этот сделал Николя-Жозеф Куньо, разработав в 1769 году первый в мире паровой автомобиль. За ним последовали трактор, пароход и, наконец, паровоз, построенный в 1804 году Ричардом Тревитиком. Первый паровоз оказался ещё хуже первого двигателя — он даже не смог передвигаться по предназначенным для него рельсам. Реально действующий паровоз появился лишь через четыре года, а «настоящий», промышленный, через четверть века, в 1829 году. Это известнейшая «Ракета» Джорджа Стефенсона.

В России первый паровоз появился в 1834 году на Урале, в Нижнем Тагиле. За год до этого один из создателей, Мирон Ефимович Черепанов, побывал в Англии, где ознакомился с разработками Стефенсона. По возвращении, совместно с отцом (часто Черепановых называют братьями, это неверно), Ефимом Алексеевичем, разработал и построил первый отечественный паровоз и первую же отечественную железную дорогу (царскосельская появится лишь спустя три года и будет практически целиком изготовлена в Англии) длиной около восьмисот пятидесяти метров (впоследствие до трёх километров). Что интересно, сами Черепановы называли своё творение пароходкой, а «Горный журнал» в 1835 году — сухопутным пароходом. Название «паровоз» появилось ещё через год в «Северной пчеле«.

***

Благодаря существованию принципа независимости действия сил, в инженерных расчётах все силы, действующие на материальную точку (или, что то же самое, силы, действующие вдоль пересекающихся прямых), геометрически складывают и в дальнейшем оперируют единственным полученным вектором. Всё очень просто, школьная программа.

Другое дело, когда силы действуют на реальный предмет (а не на гипотетическую точку), да ещё и вдоль непересекающихся прямых. В самом обыкновенном институтском курсе сопромата рассматривают случай действия на предмет двух параллельных, но противоположно направленных сил, равных по модулю (легко показать, что любые другие комбинации сил можно представить в виде комбинации двух описанных случаев). Такая система является фундаментальным понятием в механике вращательного движения и называется парой сил. В школьном курсе физики изучают эквивалент пары сил — момент.

Лекции по сопромату скучны. Преподаватель рассказывает быстро, а настоящий студент на лекциях преимущественно спит. В результате на зачётах появляется неведомый науке и технике аппарат — паросил.